103
Бесплатный
телефон
112
Режим работы - 24/7

Интервью: Врач неотложной медицинской помощи принимает решение первым


Интервью: Врач неотложной медицинской помощи принимает решение первым

Мы продолжаем рассказывать о работе медицинских бригад Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова Департамента здравоохранения города Москвы. Сегодня наш репортаж о работе службы неотложной помощи в структуре Станции.  

         Решение о том, какую бригаду необходимо направить на вызов, принимается в Едином городском диспетчерском центре после сортировки обращения. На экстренные вызовы незамедлительно направляется ближайшая бригада скорой медицинской помощи. Время ее прибытия в подобных ситуациях согласно федеральным нормативам не должно превышать 20 минут (в среднем, московская скорая приезжает за 10 минут). Если в результате общения с вызывающим установлено отсутствие угрозы для жизни, но имеются признаки заболевания – по решению врача-консультанта направляется бригада отделения неотложной медицинской помощи. В этих случаях врач не позднее 2 часов прибывает к пациенту (согласно федеральным нормативам). В Москве в среднем неотложка приезжает за 30 минут.

Давайте разберемся на первом этапе, чем скорая отличается от неотложки.

Скорая VS Неотложка.jpg

Екатерина Дмитриевна Подлужная - педиатр службы неотложной медицинской помощи на 48-подстанции. В эту смену она с 8 утра выходит на суточное дежурство. Оснащение бригад неотложной помощи сходно с бригадами скорой медицинской помощи, за небольшим исключением с учетом того, что перед ними стоят несколько другие задачи и обычно их пациенты находятся не в критическом состоянии. 

Организовано строгое разделение вызовов бригад неотложной медицинской помощи на «детские» и «взрослые», т. е. к ребёнку будет направлен педиатр. В состав бригады «неотложки» входят врач с водителем. Бригада неотложной помощи не осуществляет госпитализацию пациентов, её задача – оказать необходимую на момент вызова помощь, предоставить необходимые рекомендации и организовать дальнейшее наблюдения за больным, когда это требуется. 

Екатерина в самом начале смены направляется к санитарной машине, на которой предстоит нести вахту и проверяет исправность и готовность медицинской аппаратуры и имущества. 

«Обычно неотложку направляют при наличии высокой температуры, симптомов расстройства ЖКТ, продолжительных болевых ощущениях, когда нет непосредственной угрозы жизни, и вероятнее всего, не потребуется госпитализация - поясняет Екатерина. – Чаще всего проблему удается решить за время посещения больного. Затем я передаю информацию в поликлинику для наблюдения участкового врача. Если понимаю, что я самостоятельно не справляюсь с ситуацией и ребёнку необходимо стационарное лечение, то вызываю «на себя» бригаду скорой помощи. Их оснащение позволяет решать более сложные задачи, а если потребуется осуществлять медицинскую эвакуацию и оказывать помощь в процессе транспортировки пациента».  

По словам Екатерины, особенность работы на бригаде неотложки – скорость в принятии решения. «Ты остаешься один на один с небольшим набором инструментов и медикаментов и должен принять решение – остается ли пациент дома или ты его направляешь на госпитализацию. Необходима тщательная диагностика на этом этапе, и часто необходимо провести все возможные исследования, чтобы разобраться в причине недуга. Симптоматика бывает очень похожей, смешанной. К примеру, тромбофлебит или рожистое воспаление. Признаков применять меры по экстренному спасению вроде нет, но пациент вялый, совершенно обессиленный. В таком случае надо принять единственно верное решение». 

Пока вызовов нет, Екатерина спокойно проверяет медицинскую укладку, в которой должно быть все необходимое для работы. В зоне особого внимания находится абонентский комплект бригады. 

«Врачом неотложки я работаю второй год. До этого успела поработать педиатром в 125 поликлинике и медсестрой на скорой здесь же на 48-й подстанции. Работала и санитаркой во время обучения в медицинском институте. Тогда я впервые услышала заветное слово «операционная» и сразу трудоустроилась. Очень многому смогла там научиться. Коллеги проявляли максимум внимания, обучали важным азам профессии. Учеба для меня всегда была на первом месте. Департамент здравоохранения Москвы создан прекрасный проект дополнительного обучения «Школа профессионального роста. Первичное звено здравоохранения». Там я получила очень полезные знания и после работала в поликлинике участковым педиатром. В период эпидемии коронавирусной инфекции выезжала в специальных бригадах. В наши обязанности входил сбор анализов, назначение лечения и наблюдение за больным в динамике на 3-й и 7-й день. Меня очень вдохновила работа врачей в поликлинике, но я решила вернуться на скорую. Здесь замечательный коллектив, прекрасная практика наставничества. Когда поступаешь на работу, у тебя есть три смены с опытным наставником. Ходишь как хвост и все для себя усваиваешь. Это помогает очень быстро войти в процесс. В Московской скорой вообще все четко регламентировано, имеет свою специфику. Именно благодаря распределению обращений и последовательным действиям удается быстро помочь тем, кто в этом нуждается вне зависимости от тяжести ситуации», рассказывает Екатерина. – «А случаи бывают самые разные. На прошлой смене приехали к 5-летнему мальчику с ветрянкой. Казалось бы, – ну что такое ветрянка? Эту болезнь часто считают не самой сложной. Но у данного пациента были видны признаки инфицирования мест высыпания, вплоть до угрозы развития флегмоны. Состояние ребенка достаточно тяжелое, признаки интоксикации. Потребовалось вызвать скорую для дальнейшей госпитализации под наблюдение гнойного хирурга в гнойное отделение.» 

«Не менее опасна и пневмония. Наверное, это один из самых «злых и коварных» диагнозов. На практике это заболевание чаще всего становится причиной тяжелых состояний и даже летального исхода. При вирусной пневмонии не всегда присутствует характерный кашель или высокая температура. Родителям кажется, что симптомы простуды быстро вылечены и можно вернуться к привычной жизни, а тут - то и может случится резкое ухудшение состояния. Недавно был вызов к 16-летнему мальчику. У него второй день болезни, жаловался на кашель и температуру. В большинстве случаев 2 дня — слишком короткий срок для развития серьёзных проблем с такими симптомами у относительно здорового человека в этом возрасте. По приезду была выявлена очень низкая сатурация кислорода в крови, ребенок задыхался. Я вызвала бригаду скорой медицинской помощи, и его эвакуировали в стационар, где сразу же госпитализировали в отделение интенсивной терапии. Примечательно, что можно отметить из анамнеза - жаловался младшему брату, что накануне было тяжелее чем обычно подниматься по лестнице. Потом стало тяжело передвигаться и по квартире». 

 Первый вызов сегодня к девочке 16 лет с поводом: «головная боль в течение пяти дней». Выезжаем. Дверь открывает сама заболевшая. Девочка сообщила о том, что болеет уже семь дней, началось с простуды, насморка и небольшого кашля. Потом она начала испытывать сильную головную боль, сильно заслезились и отекли глаза,  боль начала отдавать в ухо, возникало кровотечение из носа.  В настоящий момент продолжается боль из-за чего совершенно невозможно уснуть. Правда, пациентка больше переживает не из-за бессонницы, а от того, как завтра сможет сдать в таком состоянии экзамен.  

Екатерина проводит очень тщательное обследование.  Внимательно слушает пациентку, проверяет рефлексы, проводит тест на коронавирус. После ряда манипуляций отмечает отсутствие неврологических симптомов. Все это время почти непрерывно звонит мама девочки. У ней врач уточняет наличие перенесенных и хронических заболеваний. Закончив осмотр, Екатерина предлагает девочке госпитализацию, объясняя это тем, что не проходящая пять дней головная боль – повод для серьезного беспокойства. Присутствующий при осмотре папа вновь обсуждает по телефону с мамой ситуацию, а в это время Екатерина связывается с центром и вызывает скорую «на себя». Бригада приезжает быстро, подтверждает диагноз – синусит и  госпитализирует девочку.  

«Я после позвонила девочке, и она сказала, что в стационаре подтвердили гнойный синусит, - рассказывает Екатерина. –Любая бактериальная инфекция опасна, если её не лечить. Дополнительная опасность в том, что она находится в голове: рядом головной мозг. Если это вовремя не пролечить, могут быть серьезные осложнения».  

         Следующий вызов: девочка 4 года. Мама рассказывает, что у ребенка рвота до 10 раз за день, температура 39.7. Это характерно, например, для инфекционного процесса, вызванного норавирусом. Екатерина ставит диагноз: «Кишечная инфекция». Проводит необходимые манипуляции для снижения температуры, делает инъекцию противорвотного. В этом возрасте, если нет признаков обезвоживания, пациент может лечиться дома. При выполнении всех предписаний врача заболевание вылечивается достаточно быстро. Самое главное, чтобы ребенок выпивал достаточное количество жидкости.  В данном случае ребенок воду пьёт хорошо, обезвоживания нет. Маленькие дети очень легко обезвоживаются. Поэтому до 3 лет, при наличии рвоты и поноса, их обязательно госпитализируют. 

Очередной вызов: мальчик 3 года с поводом: «температура 39.5 - острый тонзиллит (ангина)». На квартире многодетная семья – пять детей, старший ребёнок заболел первым, но переносит заболевание намного легче. Вызвала мама, поскольку у ребёнка поднялась температура до 40.0 градусов. Она переживает, что у него впервые такая высокая температура.  «Родители пятерых детей - это отдельная категория, их такой температурой не напугать, - улыбается Екатерина. - Ребёнок болел второй день, его уже смотрел врач поликлиники, когда только поднялась температура и видимо ещё не было налётов на миндалинах. Со слов мамы, педиатр собирался прийти повторно на следующий день. Мама уже дала жаропонижающее (парацетамол). Мы всегда выясняем - какую дозу дали родители, потому что важно, чтобы она соответствовала весу ребёнка. Для парацетамола это 15 мг/кг на 1 раз, можно давать до 4 раз в сутки. Мальчику просто снизили температуру. Дополнительно сделали укол хлоропирамина (супрастин) - он в сочетании с жаропонижающим также способствует  снижению  температуры.  После приёма жаропонижающего внутрь мы ожидаем эффект. В случае бактериального тонзиллита в большинстве случаев необходимо начинать антибактериальную терапию. Без этого температура будет держаться, станут вероятны осложнения. Сама по себе температура не является поводом для госпитализации практически никогда. Да, мы должны понять -  чем температура вызвана. Если это тонзиллит у ребёнка 2 лет, то это повод для госпитализации. Или, например, пиелонефрит. При ОРВИ в первые 3 дня болезни температура может быть высокой и очень высокой. Как правило, на 4-5 дни болезни она поднимается уже не так часто и не так высоко, а потом и вовсе спадает. Да, мы должны снижать температуру больше 38.0 (по некоторым рекомендациям даже выше 38.5), но это можно и нужно делать на дому ».  

Екатерина возвращается на подстанцию. Впереди еще долгая ночь и очередные выезды к детям, которым так необходима своевременная помощь. В ожидании вызова доктор может отдохнуть на подстанции, где созданы для этого все необходимые комфортные условия: удобные кресла-кровати, комната приема пищи, вендинговые аппараты. Но, находясь на дежурстве, медицинские работники Станции особенно не расслабляются. Заступив на вахту, они живут уже в особом «экстренном» режиме, будучи готовыми мгновенно направиться на помощь и так же быстро принять единственно верное решение.    

 

 

Интервью с Екатериной Дмитриевной Подлужной - педиатром службы неотложной скорой помощи 48-подстанции СС и НМП им. А.С. Пучкова.

Возврат к списку