103
Бесплатный
телефон
112
Режим работы - 24/7

Московская «скорая» примет участие в медицинском обеспечении парада 9 мая и акции «Бессмертный полк»


Московская «скорая» примет участие в медицинском обеспечении парада 9 мая и акции «Бессмертный полк»

Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова традиционно будет обеспечивать медицинской поддержкой праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню Победы. Так, 20 бригад СМП будут дежурить на Параде на Красной Площади и 42 во время акции «Бессмертный полк».

Как отмечают специалисты Станции, подобные массовые мероприятия связаны с определенными рисками для отдельных категорий граждан, особенно пожилых и с хроническими заболеваниями. Рекомендации следующие: берите с собой запас воды, необходимые лекарства, конфеты – для тех, у кого проблемы со снижением сахара. Воздержитесь от употребления алкоголя и табака.

Если вы или ваши близкие почувствовали себя плохо, немедленно звоните 103 (звонок бесплатный с мобильных и стационарных телефонов). Вы также можете самостоятельно обратиться за скорой и неотложной медицинской помощью к сотрудникам дежурных бригад, работающих 9 мая на улицах города с массовым скоплением горожан.

 

3.jpg

Главный врач ССиНМП им. А.С. Пучкова Н.Ф. Плавунов (слева) с сотрудниками дежурных бригад перед выездом колонны 


Московская станция скорой помощи в период Великой Отечественной войны

Использованы материалы из статей А.Н. Роженецкого о становлении и работе ССиНМП им.А.С. Пучкова

Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием для Станции скорой медицинской помощи. С 22 июля 1941 года Москва перешла на военное положение и до апреля 1942 года подвергалась воздушным налетам противника, как правило, в ночное время. В городе 141 раз объявлялась воздушная тревога.

1a.png

В полевом госпитале

Только за период июля  -  августа 1941 года в результате немецких авианалетов потери среди гражданского населения  столицы составили 736 убитых, 1444 тяжелораненых и 2069 легкораненых. С объявлением мобилизации в первый год войны 197 опытных сотрудников (32,8 %) были призваны в ряды  Красной армии, из них 43 врача, 91 фельдшер, 58 медбратьев и медсестер и 5 человек обслуживающего персонала. А всего за период 1941-1944 гг. в Вооруженные силы и ополчение было призвано 283 человека. Некоторые врачи и фельдшеры откомандировывались в штаб МПВО и на лесозаготовки.

Московская Станция скорой помощи к июню 1941 года представляла собой высокоорганизованное и хорошо  оснащенное для мирного времени медицинское учреждение в составе Центральной и шести районных подстанций, находящееся в подчинении Горзравотдела,  и предназначенное для подачи скорой помощи жителям 4-миллионного города. Центральная подстанция выполняла также управленческую функцию.

К работе на Станции допускались врачи, имеющие не менее чем пятилетний врачебный стаж. Средний медицинский персонал комплектовался преимущественно из фельдшеров. Новых работников зачисляли только на центральную подстанцию, где они, выезжая с фельдшером-инструктором, знакомились со всеми особенностями работы. К каждому работнику скорой помощи предъявлялись жесткие требования: он должен был быстро ориентироваться на месте происшествия как в обстановке, так и в определении состояния пострадавших уметь быстро и четко работать в любой обстановке, иметь технические навыки по организации и оказанию первой помощи.  

В изменившихся условиях большую роль в работе Станции сыграли  конференц-связи и личностные качества Александра Серегеевича Пучкова. Здесь ему в полной мере пригодился боевой опыт, полученный им в период Первой мировой и Гражданской войн.

 «На второй день войны, т. е. 23 июня, я дежурила при больнице им. Боткина (бывшей Солдатенковской). Недалеко от нее, на бывшем Ходынском поле, находился аэродром. Там для защиты его от немецких самолетов были установлены мощные морские зенитные орудия. Когда вечером в тот день была объявлена по радио «воздушная тревога» и завыли сирены, стало страшно. А когда загрохотали эти зенитки, то дежурный персонал пришел в состояние растерянности: «Что будет? Что нам делать?». Я лично ощущала, что на меня надвигается какая-то злая сила и думала, что пришел последний час и Москве, и моей жизни... Примерно, то же самое ощущали и другие сотрудники», - вспоминала реакцию «необстрелянных» сотрудников врач СМП Н.К. Веселовская.

2b.png

Укрытие населения Москвы во время авианалетов  на станции метро Маяковская, 1941 г.

И вот, в эти первые минуты ужаса вдруг «заговорил» репродуктор селекторной связи и раздался  спокойный голос Пучкова. Он сказал, что воздушная тревога объявляется всегда заранее для предупреждения населения, чтобы оно могло своевременно укрыться в бомбоубежище, что вражеские самолеты находятся еще только на подступах к Москве, что их отгонят  средства МПВО и не дадут прорваться в сколько-нибудь больших количествах, а наша работа остается такой же, как была, в ней ничего не изменилось, мы должны спокойно работать, как всегда.

Далее он сказал, что персонал подстанции безобразно беспечен: не соблюдает правила затемнения, за что он объявляет выговор нескольким заведующим подстанциями, что на 4-й подстанции  доктор Горшков по небрежности порвал штору, а врач Полякова разбила стеклянный абажур настольной лампы, что подобная небрежность будет строго наказываться, и он уже отдал указание в бухгалтерию вычесть с виновных столько-то рублей за штору и абажур. Как все сразу встало на свои места! Если за такие пустяки собираются наказывать и вычитать деньги, значит, мы  живем и работаем! А здесь и вызов поступил, и очередная бригада выехала как обычно на вызов.

С началом военных действий и во время налетов Станция не прекращала своей обычной работы, лишь сократила ее размеры до случаев крайней необходимости. В связи с нехваткой персонала значительно возросла нагрузка на работников Станции, по большей части женщин. На должности медбратьев принимали студентов-медиков. На суточное дежурство был переведен оперативный персонал. Врачам, фельдшерам, водителям, несмотря на более строгий отбор случаев и при суженных показаниях для выезда, нередко приходилось дежурить по несколько суток.

При содействии штаба МСС МПВО было получено и телефонизировано надежное укрытие («командный пункт») поблизости от здания центральной подстанции, куда при объявлении воздушной тревоги в течение 3-5 минут перемещался оперативный персонал. Разрешение на выезд стал давать начальник Станции.

Позже в его оперативное распоряжение поступил и санитарный транспорт Эвакопункта Мосгорздравотдела, что позволяло осуществлять при необходимости массовую эвакуацию пораженных. Популярность  скорой помощи, простота ее вызова, привычка москвичей в затруднительных случаях, порой даже не медицинского характера, обращаться на Станцию, сказывалась и во время воздушных налетов. В ряде случаев Станция первая получала сообщения о пожарах и разрушениях при падении фугасных авиабомб и уже от себя передавала информацию в штаб МСС МПВО.

В условиях светомаскировки столицы усложнились условия эксплуатации санитарных машин в темное время суток. Однако администрация Станции  добилась у руководства города разрешения  передвигаться  машинам скорой помощи во время воздушной тревоги с приподнятыми светомаскировочными сетками фар и иметь лобовую фару с освещенным знаком красного креста на темном поле. С середины 1944 года удалось получить разрешение на снятие светомаскировки с одной (левой) фары совсем. Это значительно увеличило скорость движения машин. Был также сохранен прежний, первое время запрещенный, звуковой сигнал сирены санитарных машин.

Наиболее сложным периодом в работе был октябрь 1941 года, когда враг стоял в нескольких километрах от Москвы, и в городе была объявлена эвакуация населения. Москва жила трудной, тревожной жизнью. Тревогой были наполнены и мысли сотрудников скорой. Многие работники обращались тогда к А.С. Пучкову с просьбой об эвакуации. Врач А. Г. Дрейцер пишет в своем дневнике: «…на вокзалах почему-то масса людей. Видел женщину с тремя детьми, которые цеплялись за ее юбку. На спине у нее два мешка. Я оглянулся, когда она прошла, и тут только заметил у нее под мышкой 2-недельного младенца, который висел головой вниз. Головка посинела. Окликнул ее и указал на ребенка. Остановилась, свалила мешки, ребенка взяла на руки. Остальным сунула в руки по куску хлеба. Сама заплакала…


3b.png

Вставай, страна огромная! 

Начальник «Скорой» успокоил сотрудников. Он никому не разрешил уезжать. «Если придется оставить Москву, мы все уедем вместе с войсками на наших машинах. Но Москвы мы не сдадим». Все успокоились и стали работать по-прежнему. Для членов семей работников «Скорой» были организованы эшелоны на восток».

Можно привести конкретные примеры самоотверженной и умелой работы выездного персонала в сложных условиях. Так, во время одного из первых налетов на Москву машину скорой помощи вызвали на товарную станцию Белорусской железной дороги. На вызов выехала бригада с доктором И.И. Горшковым. На путях горели вагоны, рвались снаряды, осколки их  разлетались во все стороны. В карете скорой помощи было разбито стекло. Но доктор Горшков сохранил самообладание, правильно организовал работу бригады скорой помощи, которая не только оказывала медицинскую помощь пострадавшим, но и помогала извлекать их из завала.

Доктор А.3.Талайко выехала в очаг поражения в Сокольнический район. Машина была повреждена осколками снарядов, но А.3. Талайко не растерялась, вместе со своими помощниками - фельдшерами она пешком добралась до места происшествия и под вражеским огнем обеспечила подачу первой помощи пострадавшим.

На санмашину врача В.X. Ольмана, ехавшего с бригадой на вызов, в темноте налетел грузовой автомобиль. Санитарная машина вышла из строя. Но врач Ольман с товарищами пешком добрались до места вызова, затем переехали в ближайший очаг поражения и продолжали работу.

Городская служба скорой    помощи, созданная в столице усилиями  врачей, фельдшеров под руководством А.С. Пучкова, показала свою состоятельность в военных условиях, подтвердив на практике, что  принципы организации и проведения работы по оказанию скорой медицинской помощи пострадавшим при воздушных нападениях, мало чем отличаются от установок, принятых в мирное время для скорой помощи при несчастных случаях с массовыми жертвами.

Несмотря на сложность условий военного времени и недостаток опытных кадров, Станция с честью выдержала испытание  в период Великой Отечественной войны.

Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова традиционно будет обеспечивать медицинской поддержкой праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню Победы.

Возврат к списку